Текстильная промышленность Татарстана имеет древние корни и богатую историю. Первые упоминания о текстильном производстве на территории региона относятся к X-XI векам, когда здесь начали развиваться ремесла по производству тканей и одежды.
Первые мануфактурные предприятия начали появляться ещё в XIV веке, однако распространяться в Российском государстве они начали только в период правления Петра I, который стремился к модернизации и развитию страны. Этот указ был одним из многих мер, принятых им для развития промышленности в России и укрепления экономической базы государства.
Мануфактура (от латинского manus – «рука» и facere – «делать») – это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции. В мануфактуре каждый работник производит исключительно либо часть совокупного продукта, либо отдельную операцию над сырьем, которое, переходя постепенно из рук в руки, превращается в готовый для потребления продукта. Это касалось и работы с сукном.
Казанская суконная мануфактура была основана в 1714 г. по Указу императора Петра I о создании шерстяных мануфактур в России.
Казань была выбрана местом для основания суконной мануфактуры, потому что в начале XVIII века Казанский край, лежавший на перекрестке торговых путей из Архангельска в Астрахань и из Москвы в Сибирь, слыл общепризнанным центром развитого племенного овцеводства, шерсть же прикамских белых овец почиталась самой качественной и была при этом невероятно дешевой.
Петр I поддерживал и развивал текстильную промышленность, поскольку считал ее важным фактором для экономического развития. Казанская суконная мануфактура была одним из значимых предприятий в этой области.
К 1719 г. мануфактура производила в год 16,9 тысяч аршин сукна, на ней трудились 208 рабочих, имелось 13 станков.
Название одного из центральных районов Казани – «Суконной слободы» –непосредственно связано с Казанской суконной мануфактурой и строительством все большего количества мануфактур или, как тогда их называли, шерстяных заводов.
В 1722 г. Петр I прибыл в Казань с визитом. Он подробно осмотрел город и его учреждения. Император был недоволен деятельностью суконной фабрики, т.к. выработка сукна упала, особенно в сравнении её с частным суконным заводом казанского купца И.А. Михляева.
30 мая 1722 г. император Петр I отмечал в Казани своё пятидесятилетие в доме купца И.А. Михляева, которому впоследствии в 1724 г. была передана Казанская суконная мануфактура.
Во время торжества И.А. Михляев объявил о желании построить за свой счёт собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Место для строительства нового храма было выбрано неслучайно – здесь, рядом с домом самого купца и недалеко от Кремля, c 1565 г. располагалось небольшая ветхая деревянная церковь во имя Петра и Павла. Собор был построен к началу 1726 г.
Фрагмент фасада дома Михляева-Дряблова в городе Казани. Является одним из старейших каменных зданий Казани. Примыкает к Петропавловскому собору. Расположен на ул. Мусы Джалиля, д. 19 (во дворе).
ГА РТ. 1958 г. Ф.Р1499, Оп.4, Д.38.
Казань. Kazan. Церковь Петра и Павла. .Издание лито-типогр. Харитонова в Пассаж. Granbergs K.A. Stockholm. Всемирный почтовый союз. Россия.
ГА РТ. Оп.05А, ед.уч.1948.
Казань. Петропавловский собор. (Вид Петропавловского собора из Петропавловского переулка. Слева – здание Мариинской женской гимназии). Издание М.В. Клюкина.
ГА РТ. 1916 г. Оп.05А, ед.уч.803.
Казань. № 60. Петропавловская ул. и Купеческий банк. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко., Москва. Всемирный почтовый союз. Россия.
ГА РТ. 1905 г. Оп.05А, ед.уч.1800.
После смерти И.А. Михляева мануфактура перешла по линии его жены в наследство к купцам Дрябловым.
Производственные помещения суконной мануфактуры были заново отстроены ее новым владельцем И.Ф. Дрябловым после пожаров 1742, 1749 годов.
В середине XVIII в. Казанская суконная мануфактура состояла из нескольких одноэтажных зданий, расположенных по периметру обширного двора. Сохранилось выстроенное в 1753 г. каменное прямоугольное в плане здание на улице Георгиевской (Петербургская, д.52) с уникальной конструкцией сводчатого десятиметрового бесстолпного покрытия – памятник промышленного зодчества середины XVIII в. которое в XX веке служило сборным пунктом Татвоенкомата.
К 1760-м гг. годовая выработка сукна выросла до 140 тысяч аршин. В конце XVIII в. произошел спад производства, но в начале XIX в. оно начало расти (с 65 тысяч до 128 тысяч аршин в год).
С Казанской суконной мануфактурой связано ещё одно большое историческое событие.
В 1773 г. Российскую Империю охватило восстание, во главе которого стоял Емельян Пугачев. «Как пишет Михаил Пинегин, мятеж охватил весь заволжский край до Тобола. Повсюду собирались шайки, атаманы которых называли себя полковниками «государя-батюшки Петра Федоровича». Эти шайки распространяли Пугачёвские манифесты, захватывали казенное имущество, грабили горожан и помещиков, убивали всех, не желавших признать самозванца государем». Агеева Л., «Емельян Пугачев и Казань». Газета «Казанские истории» от 24 июля 2011 года.
Восстание было направлено на объединение крестьян и рабочих против дворян и императрицы Екатерины II. Когда Пугачев пришел в Казань, к нему примкнуло немалое количество людей, поддержавших его призывы к восстанию. Среди них были и рабочие суконной фабрики.
Пугачев в Казани творит суд. Художник Горелов Г. Н. № 1 (репродукция). Издание Музея революции Союза ССР. (г. Москва). Главлит № А 63732.
ГА РТ. 1983 г. Оп.05А, ед.уч.311
Работники суконной мануфактуры были недовольны отношением Дряблова и понижением заработной платы при повышении плана работ. В 1741 году на фабрике прошла одна из первых забастовок в России. Выступление казанских суконщиков имело большое историческое значение. Оно, наряду с подобным движением в других районах империи, показало коллективную силу пролетариата.
После окончания Отечественной войны 1812 г., в связи с резким сокращением казенных заказов, производство уменьшилось.
Преемники И.Ф. Дряблова, купцы Осокины, в 1816 г. реконструировали предприятие. На нем использовался труд крепостных.
Данные о передаче фабрик от бывшего советника и фабриканта Ивана Дряблова подполковнику, медных и железных заводов фабриканту Ивану Осокину (племяннику и наследнику фабриканта Дряблова).
ГА РТ. 1789 г. Ф.22. Оп.2. Д.522.
Вид ворот между каменным трехэтажным зданием (Свердлова, 55. Дом И.П., Г.И. Осокиных. 1767) и двухэтажным каменным зданием (Свердлова, 55. Здание казарм суконной мануфактуры. Вторая половина XVIII в.).
ГА РТ. 1979. Оп.01А, ед.уч.7430
Казанская суконная мануфактура просуществовала до 1881 г.
Основной целью ее создания было развитие текстильной промышленности в России и обеспечение армии, гражданских лиц и духовенства необходимым сукном. Завод производил высококачественные суконные ткани, которые были востребованы в те времена.
За годы своего существования Казанская суконная мануфактура претерпела различные изменения и модернизации, сохранив при этом свою историческую ценность. Завод оставался одним из важнейших текстильных предприятий в регионе, способствуя развитию экономики и обеспечивая рабочие места для многих жителей.
Казанская суконная мануфактура является одним из значимых исторических объектов текстильной промышленности Татарстана. Создание Казанской суконной мануфактуры стало ключевым событием не только для текстильной промышленности Татарстана, но и для всей российской промышленности в целом.
Описание к статистическим картам по уездам Казанской губернии. О мануфактурах.
ГА РТ. 1820-е гг. Ф. 324, Оп.740, Д.344.
Сегодня историческое значение Казанской суконной мануфактуры тщательно сохраняется и передается из поколения в поколение. Этот уникальный пример ранней индустриализации в России является важным объектом культурного наследия, отражающим историю и развитие текстильной промышленности Татарстана.