Интернет-выставка к 100-летию журнала «Чаян»

Интернет-выставка к 100-летию журнала «Чаян»

 

«На свете нет полезней скорпиона

Разящего рутину, мразь и гниль.

Рази, Чаян! Жаль глубже, всесезонно!

Жаль тех, кого не жаль!

Фитиль».

Это поздравление от известного киножурнала, в честь тысячного выпуска «Чаян»а в октябре 1980 г., верно отображает роль издания. «Вооружившись» неиссякаемым количеством эпиграмм, карикатур и фельетонов сатирический журнал отражал действительность, порицал тунеядство, изобличал врагов, был за чистоту разума и совести, вынуждал нервничать тех, кто нарушает закон и общепринятые правила жизни. Всякий остерегался его клешней.

Свои первые, но уверенные шаги, «Чаян» делает с 1923 г. с такими известными именами как М. Джалиль, К. Наджми, А. Кутуй, Х. Такташ. Одним из основателей журнала является татарский поэт и драматург Фатхи Бурнаш. В 1930-е гг. главным редактором был Галимджан Нигмати, профессор Казанского государственного педагогического института. Первые редакторы осуществляли свою деятельность в нелегкие для страны послереволюционные времена, в период становления тоталитарного политического режима и диктатуры пролетариата. Ф. Бурнаш и Г. Нигмати были обвинены в участии в «контрреволюционной деятельности на культурно-идеологическом фронте», а позже, в 50-х гг. были реабилитированы посмертно. 

Тяжелые послереволюционные годы, когда политический режим и статус государства перекроился, необходимо было в нелегкие дни народ подпитывать духовно. Поначалу и сам журнал был скромным черно-белым в 4-6 листов и издавался на арабской вязи, читался справа налево, соответственно листался с последней страницы к первой. Позже арабскую графику сменил недолго просуществовавший «яналиф» – латинский алфавит, и только с 1939 г. «Чаян» печатается на традиционной кириллице.

На страницах журнала авторы от лица класса трудящихся - крестьян и рабочих - высмеивали буржуазию: купцов, баев, зажиточных крестьян «кулаков», не боялись проверять нечестных председателей колхозов, сотрудников, занимающих руководящие должности на фабриках и заводах. Поднимался вопрос о проблеме всеобщего образования и просвещения.

Но сатира без рисунка не полноценна. Молодой художник Гусман Арсланов, получивший навыки изобразительного искусства в Пермских мастерских, приходит в журнал и до 1941 г. Трудясь на «кухне» «Чаян»а, он становится мастером карикатуры. Многие произведения Г. Тукая печатались с его иллюстрациями. В тридцатые годы штат сотрудников пополнили такие художники как И. Сулейманов, З. Шайдуллин, И. Бобровицкий.

Любовь к сатире на всю жизнь связала с журналом и татарского драматурга, заслуженного деятеля искусств – Мирсая Амира. Из года в год на его страницах публиковались его остроумные рассказы, он являлся членом редколлегии и проявлял большую заботу о повышении идейно–художественного уровня. В 1933-35 гг. занимал в редакции должность секретаря.

В годы войны Советской Татарии и всему Союзу было не до сатиры и юмора.  Выпуск журнала прекратился в июне 1941 года, но в военной татаро-язычной периодике «Чаян»у отводился уголок. Так и в военное время сотрудники журнала не переставали вносить свой вклад в идеологическую культуру того времени.

Спустя 10 лет в 1951 г. сатирический журнал «Крокодил» поздравил своего собрата с возвращением на печатную арену, о чем свидетельствует обложка номера. После возрождения журнала острая сатира на внешнеполитические и внутрисоциальные темы отвела в тень народный юмор. Судьба редакции стала нелегкой: неугодные темы для вышестоящих структур отсекались цензурой и, как следствие, началась волна смены сотрудников и редакторов. Власти поначалу не всегда поддерживали издание, удерживая его в рамках жесткой цензуры. Только благодаря читателям тираж рос и вопреки всему «Чаян» оставался на плаву. Если тираж прошлых номеров насчитывал от 1 500 экземпляров, то в 1956 г., когда постановили издавать «Чаян» на татарском и русском языках, тираж перешагнул порог в 18 000. Это решение сделало его всесоюзным. Журнал по возможности помогал решить вопросы простых людей. Проблемы оставались актуальными для всех и каждого: взяточничество, халатность, хулиганство, дебоширство, пьянство, проблемы коммунального жилья, любое нарушение трудового законодательства. Редакция заплывала письмами. Вышедшие статьи обсуждались на открытых собраниях предприятий, руководители писали объяснительные, а недобросовестные сотрудники снимались с должностей.

В связи с тем что «Чаян» стал единственным в СССР дублированным сатирическим журналом, образовался мощный костяк русскоязычных авторов. Стоит отметить таких мэтров пера как Г. Минский, С. Баттал, З. Мансур, А. Еники, С. Оффенгенден, Г. Валеев, В. Луценко.

Наряду с проблемами, татарский «Скорпион» освещал и достижения: запуск первого спутника в 1957 г., полет первого человека в космос, развитие аграрной промышленности, рост нефтяной добычи в нашем регионе. Карикатуристы не обходили стороной и темы международных отношений: противостояние двух блоков стран, Карибский кризис и др.

В 1960-е гг. в журнале работали Б. Старчиков и Г. Огородников, которые вскоре, уехав в Москву, стали печататься в «Крокодил»е. В 1966-67 гг. редактором журнала был народный поэт Татарстана И. Юзеев, начавший свой творческий путь с журналистики еще в 50-е гг.

1970-е и 1980-е гг. была востребована индивидуальность, активность, яркие таланты, желание творить и работать. «Чаян» привлекал в свои ряды молодежь, которая шла рука об руку с такими опытными иллюстраторами как Э. Гельмс, В. Игнатьев, И. Ахмадеев, Л. Елькович и, конечно же, Эрнест Дышаев, художника-самоучки, ставшего поистине народным. В 1971 г. журнал удостоен Почетного диплома Союза художников и в 1977 г. Академии художников СССР. Более 40 лет творчества отдала «Чаян»у известный карикатурист Лия Бочкова. Темы её творчества неподвластны времени: так точно были затронуты вопросы, актуальные и по сей день. 1990–е стали переломным этапом, однако «Чаян» выстоял благодаря поддержке правительства республики, и, не дрогнув пером, продолжил издаваться.

История «Чаян»а представлена архивными документами из фондов Государственного архива Республики Татарстан и номерами журнала  за 1927-28, 1933, 1936, 1951, 1954, 1956, 1961, 1980, 1991 гг., которые отражают реалии XX века сквозь призму сатиры и юмора.


Фатхелислам Бурнашев (Фатхи Бурнаш) – театральный деятель, драматург, один из основателей и первый редактор журнала «Чаян».

1925 г. | Ф. П8291, Оп. 1, Д. 65


Галимджан Нигматуллин (Галимджан Нигмати) – профессор, литературовед, критик,  главный редактор журнала «Чаян».

1930-е гг. | Оп. 2, Ед.уч. 3463


Писатель, заслуженный деятель искусств ТАССР Амиров Мирсаяф (Мирсай Амир) (в центре) во время встречи с журналистами.

1960 г. | Оп. 13, Ед.уч.  4935


Поэт и драматург Ильдар Юзеев (3-й ряд 1-й слева) с сотрудниками редакции журнала «Чаян».

1969 г. | Ф. П8341, Оп. 1, Д. 94, Л. 1


Сотрудники журнала «Чаян» за планированием очередного номера.

1983 г. | Оп. 2, Ед.уч. 3637


Дружеский шарж на Валеева Шауката Мирсаяфовича, выполненный к его 60–летнему юбилею художниками журнала «Чаян».

1981 г. | Ф. П8325, Оп. 1, Д. 69, Л. 1


Удостоверение редактора отдела писем журнала «Чаян» Ш. Валеева.

1994 г. | Ф. П8325, Оп. 1, Д. 26


Временное удостоверение журналиста и внештатного корреспондента журнала «Чаян» Илялова Рамзи Ибрагимовича.

1963 г. | Ф. П8329, Оп. 1, Д. 24


Темы для номеров журнала «Чаян» из рабочей папки главного редактора А. Исхака.

1963 г. | Ф. П8291, Оп. 1, Д. 116, Л. 1-2


Черновик «Детской энциклопедии «Чаян»» из рабочей папки главного редактора журнала А. Исхака.

1963 г. | Ф. П8291, Оп. 1, Д. 116, Л. 23


Заголовок: Смерть бюрократии и волоките. В следующем году руководство СССР сокращает расходы бюджета на 20% (из газет). «Чаян» №1

1927 г. | ГА РТ


Подпись к карикатуре: Выкладываются на работе на все 100%. «Чаян» №3

1928 г. | ГА РТ


Заголовок: Памяти Г. Тукая, 15 лет со дня смерти. «Чаян» №4

1928 г. | ГА РТ


Подпись к карикатуре: Крестьянин: «Этого бюрократа Шурале прижмем, и хорошо станет». «Чаян» №4

1928 г. | ГА РТ


Заголовок: Новшества науки и техники. «Чаян» №10

1928 г. | ГА РТ


Статья «Казань – город каменный». «Чаян» №9

1954 г. | ГА РТ


Решение №452 исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся «О статье «Казань – город каменный». «Чаян» №9

1954 г. | Ф. Р3326, Оп. 1, Д. 1572, Л. 26


«Чаян» №14

1933 г. | ГА РТ


«Чаян» №22

1936 г. | ГА РТ


Последний номер журнала перед началом Великой Отечественной войны. «Чаян» №11

Июнь 1941 г. | ГА РТ


Обложка с изображением поздравления «Чаяна» от «Крокодила» с выходом после 10-летнего перерыва. «Чаян» №1

1951 г. | ГА РТ


«Чаян» №1

1952 г. | ГА РТ


«Чаян» №9

1956 г. | ГА РТ


«Чаян» №11

1956 г. | ГА РТ


«Чаян» №24

1961 г. | ГА РТ


«Чаян» №16

1961 г. | ГА РТ


«Чаян» №21

1961 г. | ГА РТ


«Чаян» №1

1980 г. | ГА РТ


«Чаян» №2

1980 г. | ГА РТ


«Чаян» №19

1980 г. | ГА РТ


«Чаян» №9

1991 г. | ГА РТ


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International