Интернет-выставка «Коррупция и борьба с ней в Казанской губернии»

На протяжении всей истории развития российской государственности ей неразрывно сопутствует такое явления, как коррупция, проявляющаяся в самых разных формах. Ее появление тесно связано со сложившейся еще в древней Руси системой содержания (кормления) должностного лица (первоначально наместников в городах и волостях в сельской местности) за счет местного населения. В 1550-е годы кормления были упразднены Иваном IV, однако в действительности эта система продолжала свое дальнейшее существование.

В русском языке коррупция и взяточничество как одна из её форм исторически обозначались терминами «лихоимство» и «мздоимство». Под лихоимством подразумевается получение лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо благ за совершение незаконных действий (бездействий) по службе, мздоимством обозначалось получение каких-либо преимуществ за совершение действий (бездействие), входящих в служебные полномочия должностного лица.

Виды подношений также были различны, чаще всего встречаются такие виды, как посул – взятка, даваемая за исполнение какой-либо просьбы взяткодателя, нарушающей закон; поминок – взятка за конкретную работу с целью ее усорения; почесть – подарок должностному лицу, преподносимый заранее для успешного последующего продвижения дел.

Государственные меры противодействия взяточничеству в первой половине XVII в. в основном имели характер отдельных организационно-практических действий. Однако, назрела острая необходимость в эффективных мерах против злоупотреблений должностных лиц всех уровней. В первую очередь появились нововведения законодательного характера, призванные бороться со взяточничеством чиновников. Основным правовым актом XVII в. стало Соборное уложение 1649 г., в котором содержалось множество норм, устанавливающих юридическую ответственность за принятие взяток. Так, Глава VII «О службе всяких ратных людей Московского государства» содержала положения о взяточничестве. Например, 10-ая статья устанавливала запрет для бояр и воевод на принятие взятки: «Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей в государевы службы не роспущати, и посулов и поминков не имати». Статья 11-ая дополняла эти положения, установив неопределенность наказания, зависящего от воли государя: «... а сыщется про то допряма, и бояром и воеводам за то чинити жестокое наказание, что государь укажет». За ложное донесение о принятии взятки боярами и воеводами также устанавливалась ответственность.

Основной акцент Соборного Уложения 1649 г. приходился на регламентации ответственности за взяточничество судей, так как взятки были особенно распространены в этой сфере. Этому посвящена Главы X «О суде». Так, к примеру, в 5-ой статье содержатся базовые нормативные установления. Субъектами коррупционного деяния считались судьи различных уровней: бояре, окольничие, дьяки «или иной какой судья». По общему правилу все провинившиеся должны были вернуть сумму иска в тройном размере, а также уплатить судебные пошлины из своего кармана в пользу государства. В качестве дополнительного наказания для боярина, окольничьего и думных чинов предусматривалось отнятие чести, а для судей «не из думных людей» – торговая казнь и отстранение от должности.

В соответствие с 7-ой статьей в случаях доноса на судью, взявшего подношение через третье лицо, дело рассматривалось в боярском суде, который имел право на вынесение решения по делу. Посредник подлежал ответственности только если выяснялось, что он требовал деньги от имени судьи и якобы для него, а на самом деле стремился присвоить полученное себе. За подобные действия посредник подвергался наказанию: «бити кнутом нещадно, а взятое на нем взяти в государеву казну втрое, да его же посадити в тюрму до государева указу».

Ответственность чиновников за коррупционные деяния зависела от степени тяжести совершённого преступления. Так, за мздоимство зачастую предусматривалось денежное взыскание иногда с отрешением от должности, за лихоимство предусматривались более суровые санкции вплоть до помещения в исправительные арестантские отделения и ссылки на каторжные работы.

Одной из причин взяточничества являлось материальное положение чиновников. В рассматриваемый период гражданская служба была для многих служащих государственных учреждений единственным источником существования. Низшее и особенно внетабельное чиновничество жило в состоянии крайней бедности. Существовала огромная разница в размерах оклада высших и низших категорий служащих, о чем свидетельствуют формулярные списки. Например, по штатам служащих за 1850 г., казанский губернатор И. А. Боратынский получал 7432 руб., из которых 1716 – жалованье, 1716 – прибавочных и 4000 – выделялось на содержание; статский советник В. Х. Минут, занимавший должность казанского вице-губернатора, получал 1970 руб., из которых 1400 – жалованье и 570 – столовые. В то же время коллежский секретарь А.Г. Пупарев получал всего 286 руб. (172 – жалованье и 114 – квартиные).

Однако, взятки брали не только мелкие, но и крупные чиновники, которые были лучше обеспечены в материальном положении. Например, бывший в Вятке и Казани вице-губернатором А.Я. Жмакин был обвинен в злоупотреблениях, заключавшихся в том, что он ежегодно, в течение 9 лет, осуществлял поборы с 500 тыс. казенных крестьян: от 2 до 6 руб. с души. Кроме этого, в течение двух лет он взимал деньги якобы на подводы земской полиции до 550 тыс. руб. в год, что отражено в представленной краткой секретной записке.

Факты проявления коррупции в губернии выявлялись и посредством поступления в адрес начальника Казанской губернии анонимных писем. Так, в одном из таких писем от 1914 г. указывалось на случаи лихоимства пристава четвертой части г. Казани Чекановского и других чинов полиции обозначенной части.

При Петре I впервые стали бороться с коррупцией системно. Были не только усилены уголовно-репрессивные меры и созданы специальные контролирующие органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путём установления стабильного жалованья всем чиновникам
и созданием чёткой и определённой структуры, численности и компетенции органов государственного управления. Позднее политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II. В период царствования Александра I правительство подтвердило свое негативное отношение к фактам преподнесения подарков чиновникам от частных лиц и различного рода обществ. По воле императора был издан указ «О воспрещении приносить подарки начальникам губерний и другим чиновникам» в соотвествие с которым «…считая вообще дозволение подобных приношений ни в каком случае неприличным потому, что оные могут открывать повод к злоупотреблениям по службе, Высочайше повелевать соизволили: приношения таковые без различия воспретить».

Представленные архивные документы и материалы из фондов Государственного архива Республики Татарстан свидетельствуют о том, что коррупция в России имеет давние традиции и свою специфику. Первые попытки законодательного ограничения коррупционных деяний были предприняты еще в XV в., однако отсутствие развитой и цельной системы правоприменения не позволяет говорить о достаточной эффективности проводимой политики.


Глава VII Соборного Уложения 1649 г. «О службе всяких ратных людей Московского Государства»

ранее 1746 г. | Ф. 10, Оп. 5, Д. 915, Лл.


Глава X Соборного Уложения 1649 г. «О суде»

ранее 1746 г. | Ф. 10, Оп. 5, Д. 915, Лл.


   

Из указа Святейшего правительствующего синода, данного вследствие именного указа императора Александра I «О воспрещении приносить подарки начальникам губерний и другим чиновникам»

1822 г. | Ф. 4, Оп.1, Д.1368, Л. 1, 1об., 2


   

Предписание министра финансов, генерал-лейтенанта Е.Ф. Канкрина Казанскому губернатору об учреждении надзора за злоупотреблениями должностных лиц

1827 г. | Ф. 1, Оп.1, Д.101, Лл. 2, 3


   

Краткая секретная записка о бывшем вице-губернаторе г. Вятска и г. Казани А.Я. Жмакине

1827 г. | Ф. 1, Оп.1, Д.101, Лл. 13, 14


Предписание управляющего Министерством внутренних дел В.С. Ланского Казанскому губернатору о мерах к отвращению злоупотреблений при приеме рекрут

1827 г. | Ф. 1, Оп.1, Д.102, Л. 1


Формулярный список о службе Казанского военного губернатора, генерал-майора И.А. Баратынского

1850 г. | Ф. 2, Оп.1, Д.776, Лл. 21об., 22


Формулярный список о службе Казанского вице- губернатора, статского советника В.Х. Минуты

1850 г. | Ф. 2, Оп.1, Д.776, Лл. 35об., 36


Формулярный список о службе коллежского секретаря А.Г. Пупарева

1850 г. | Ф. 2, Оп.1, Д.776, Лл. 153об., 154


   

Рапорт цивильского уездного исправника о подкупе купцом П.И. Шишовым некоторых из городских избирателей с целью попасть в гласные думы

1889 г. | Ф. 1, Оп.3, Д.7786, Лл. 1, 1об., 2


   

Обвинительный акт о предании суду бывшего полицейского десятского З.Ф. Соколова, обвиненного в мздоимстве

1892 г. | Ф. 41, Оп.2, Д.1801, Лл. 2, 2об.


   

Протокол допроса свидетелей по делу З.Ф. Соколова

1892 г. | Ф. 41, Оп.2, Д.1801, Лл. 36, 36об.


   

Протокол допроса обвиняемого З.Ф. Соколова

1892 г. | Ф. 41, Оп.2, Д.1801, Лл. 29, 29об.


   

   

Приговор, вынесенный  бывшему полицейскому десятскому З.Ф. Соколову

1892 г. | Ф. 41, Оп.2, Д.1801, 19, 19об., 20, 20об.


Статейный список на арестанта З. Мухтарлямова, заключенного за лихоимство на один год в исправительное арестантское отделение

5 февраля 1900 г. | Ф. 2, Оп.12, Д.1556, Лл. 9, 10


   

   

Анонимное заявление на имя начальника Казанской губернии о случаях лихоимства пристава четвертой части г. Казани Чекановского и других чинов полииции обозначенной части

1914 г. | Ф. 2, Оп.754, Д.243, Лл. 3, 3об., 4, 4а, 4об.


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International