Международный день художника – это праздник не только профессионалов и любителей живописи. Творчество сохраняет в человеке возможность радоваться миру и любить его. Поэтому сегодняшний праздник – для всех любителей прекрасного.
Михаил Ефимович Бронников родился 23 ноября 1928 года в селе Байкалово Тобольского района Тюменской области. Юные годы пришлись на период Великой Отечественной войны, свою трудовую деятельность Михаил Ефимович начал в 1945 году в возрасте 17 лет устроившись в качестве инструктора-художника в районный дом культуры села Байкалово. А спустя три года, в 1948 году, был призван и до 1951 года служил в рядах Советской Армии.
Профессиональное образование Михаил Ефимович получил лишь после службы в армии, поступив в 1952 году в одно из старейших художественных учебных заведений страны – Пензенское художественное училище имени Константина Савицкого, где ему была присвоена квалификация учителя рисования и черчения общеобразовательной школы.
Окончив в 1957 году училище Михаил Ефимович по распределению Министерства культуры РСФСР был направлен в Ханты-Мансийск для работы в Ханты-Мансийском национальном педагогическом училище в качестве преподавателя рисования.
В Ханты-Мансийске Михаил Ефимович создает свои первые самостоятельные живописные работы, находит свой творческий подход в работе над художественным произведением. Жанровые интересы художника представлены портретами и пейзажами.
В период с 1962 по 1964 годы Бронников М.Е, работал в Тобольской художественной мастерской. А в последующие годы, вернувшись в Ханты-Мансийск, работал в Доме народного творчества. Здесь открылась еще одна грань творчества художника: он организовывал окружные выставки самодеятельных мастеров и художников, много работал, проводил семинары.
Весна 1992 года стала для Бронникова М.Е. последней.
Награжден многими почетными грамотами за добросовестный труд, значком "За отличную работу" Министерства культуры СССР, медалями: "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "Ветеран труда" Президиума Верховного Совета СССР, "40 лет Победы в Великой Отечественной войне".
Баки Урманче родился в татарской семье имама Идриса Урманче и вышивальщицы Махджубы Урманче 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкен Тетюшского уезда Казанской губернии, которая сейчас находится в Буинском районе Татарстана. Его родители были тесно связаны с традиционными татарскими ремеслами и искусством, поэтому уже с самого детства Баки окружали мастерство вышивания, рисование узоров и другие народные промыслы.
Несмотря на свое стремление к искусству, Баки столкнулся с некоторыми трудностями в начале своего образования. В десять лет он отправился в Казань, чтобы изучить рисование, но его надежда была разбита, так как местные медресе не предоставляли уроков по изобразительному искусству, а художественная школа для татар была практически закрыта. Однако в 1918 году, работая школьным инспектором в Глазове, Баки начал получать первые уроки рисования и посещать местную художественную студию. Это позволило ему развивать свой талант и приступить к серьезному изучению искусства.
Важным этапом в жизни и карьере Урманче стало его образование. Он стал первым татарским художником, который получил высшее профессиональное образование, окончив казанские художественные мастерские в 1919 году, а затем ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в 1926 году. После окончания института Баки вернулся в Казань и начал активную творческую и педагогическую деятельность. Он стал завучем и преподавателем Художественной школы, а затем возглавил ее. Помимо преподавания, Урманче также создавал собственные картины, организовывал художественно-керамические мастерские и иллюстрировал книги. Его статьи и лекции были очень популярны.
В период с 1941 по 1956 годы Баки Урманче работал в Казахстане, где он создал портретную галерею деятелей истории и культуры республики. Во время своего пребывания в Казахстане он также помог развитию скульптурного отделения в Ташкентском художественном институте.
В 1957 году Баки Идрисович Урманче вернулся в свой родной город Казань, где его ожидала новая волна вдохновения. Под влиянием окружающей среды и культурного наследия Татарстана, он начал создавать художественные произведения высокого качества. Одной из основных тем его творчества стало создание скульптурных портретов выдающихся деятелей татарской культуры. Одним из значимых достижений Урманче стала работа над Тукаевским комплексом, который был посвящен великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. В 1976 году он завершил этот проект, создав монументальные скульптуры и памятники, отражающие жизнь и творчество Тукая. Тукаевский комплекс стал не только символом национальной гордости, но и местом, где люди могут узнать больше о культурном наследии Татарстана и его выдающихся личностях.
Баки Идрисович Урманче ушел из жизни 6 августа 1990 года в возрасте 93 лет, оставив огромный след в истории татарского изобразительного искусства. Его похоронили на Татарском кладбище в Казани рядом с могилой Габдуллы Тукая, что символизировало их связь и взаимное влияние друг на друга.
Уже при жизни Баки Идрисович Урманче стал признанным классиком татарского искусства, его работы были выставлены на множестве галерей и музеев. Он внес значительный вклад в развитие и сохранение татарской культуры, став источником вдохновения для молодых художников. Его скульптуры и портреты продолжают восхищать и вдохновлять поколения своей выразительностью и глубиной передачи духа истории и культуры Татарстана.